Год издания стандартов в области аккредитации

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, для чего указывать год издания стандарта в область аккредитации?
А мы – задумывались. А давайте задумаемся об этом вместе.

Сперва рассмотрим преимущества БГЦА от наличия в области аккредитации года издания документа это:
– в первую очередь, контроль за аккредитованным субъектом, а точнее простота контроля за субъектом. Пример: в области аккредитации есть ГОСТ Х-2010, в протоколе ГОСТ Х-2010 – вопросов нет, а предположим в области аккредитации ГОСТ Х-2010, а в протоколе ГОСТ Х-2019, нужно разбираться – поменялись ли требования к оборудованию, персоналу, условиям, БГЦА необходимо тратить время на запрос документов о верификации нового метода, сведения о технической оснащенности, анализировать и сопоставлять;
– во вторую – это коммерческий интерес. Над порядком конечно стоит еще подумать. Стандарты пересматриваются довольно часто, меняются документы, устанавливающие требования к методам и объектам испытаний, в следствии чего лабораториям необходимо постоянно работать над внесением изменений в область аккредитации и подавать заявки в БГЦА на актуализацию, а некоторым аккредитованным субъектам порой подавать заявки не один раз в год. А если верить калькулятору цен на сайте БГЦА, стоимость актуализации на 1 стандарт составляет порядка 300 рублей.

Официальная позиция БГЦА!

В соответствии с Правилами аккредитации, утвержденными постановлением Госстандарта от 31 мая 2011 г. № 27 в области аккредитации указываются обозначение нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА), устанавливающих требования к объектам испытаний и методам испытаний.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. № 361-З ТНПА – технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты, в том числе государственные стандарты Республики Беларусь…
В соответствии с требованиями п. 8.1 ГОСТ 1.5-2001 «Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению» обозначение межгосударственных стандартов состоит из индекса “ГОСТ”, регистрационного номера и отделенных от него тире четырех цифр года принятия стандарта.
В соответствии с требованиями главы 8 постановления Госстандарта от 12 июля 2017 г. № 59 «Об утверждении Правил разработки государственных стандартов Республики Беларусь» обозначение государственного стандарта состоит из индекса «СТБ», отделенного от него пробелом порядкового регистрационного цифрового номера и отделенных от номера дефисом четырех цифр года утверждения государственного стандарта.
В соответствии с требованиями серии международных, межгосударственных и государственных стандартов серии ISO/IEC 17000 аккредитация является подтверждением третьей стороной компетентности органа по оценке соответствия (органа по сертификации, испытательной лаборатории и др.) в конкретной сфере.
С учетом вышеописанного и требований п. 7.8 ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 «Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия» Государственным предприятием «БГЦА» разработана рабочая инструкция РИ СМ 7-04-2014 «Рабочая инструкция. Порядок оформления области аккредитации», в соответствии с которой в графе «Обозначение ТНПА, устанавливающих требования к методам испытаний» области аккредитации указывается индекс, порядковый регистрационный цифровой номер, год утверждения документа, устанавливающего метод испытаний объекта испытаний (продукции).

Учитывая вышеописанное БГЦА не может осуществлять указание в области аккредитации регистрационного номера стандарта без года издания.
Позиция понятна! Но… А как у коллег?

Обратимся к опыту наших ближайших коллег по ЕАЭС и Союзному государству – опыту органа по аккредитации Российской Федерации! Обратим внимание на приказ Росаккредитации от 25 января 2019 года №11 «Об утверждении методических рекомендаций по описанию области аккредитации испытательной лаборатории (центра)». А точнее на п. 6.5 «В области аккредитации испытательной лаборатории (центра) указание года издания нормативных документов не является обязательным…».

ГОСТ 1.5-2001 один на две страны, БГЦА и Росаккредитация работают по одному основополагающему документу – ГОСТ ISO/IEC 17011-2018, и аккредитованные лаборатории по одному стандарту работают – по ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. А требования такие разные…

Ну… нет. В России перепутали что-то… Надо читать, что в мире пишут.

На сайте европейской организации по аккредитации (членом, которого является БГЦА) доступен EA-2/15 M:2019 «EA Requirements for the Accreditation of Flexible Scopes» – устанавливающий требования ЕА к аккредитации лаборатории в гибкой области аккредитации. П. 4.1 EA-2/15 M:2019 говорит о следующем «…it is not mandatory for EA members to accredit flexible scopes, although EA encourages EA members to provide this as a service to their customers» (члены EA не обязаны аккредитовать лаборатории в гибкой области, однако EA РЕКОМЕНДУЕТ это делать).

На сайте международной организации по аккредитации (членом, которого БГЦА тоже является) доступен ILAC G18:12/2021 «Guideline for the Formulation of Scopes of Accreditation for Laboratories». 3 абзац преамбулы документа говорит «Accreditation bodies around the world are offering accreditation of flexible scope according to ISO/IEC 17025» (Органы по аккредитации во всем мире предлагают аккредитацию в гибкой области в соответствии с ISO/IEC 17025).

Значит наши коллеги из Российской Федерации не ошиблись… Во всем мире не ошибаются…

Теперь если самому себе задать вопрос – у кого дешевле будет стоить оценка соответствия (испытания) при прочих равных. Ответ будет очевиден.

Давайте рассмотрим плюсы лаборатории от применения гибкой области аккредитации:
– нет затрат человеческого ресурса на составление заявок на актуализацию, проектов области аккредитации и бесконечных таблиц анализа изменений в области аккредитации;
– направление высвободившегося человеческого ресурса на действительно важные вещи – на анализ изменения стандарта и метода, и верификацию его в лаборатории, на дополнительное обучение специалистов;
– отсутствие финансовых затрат на оплату услуг органа по аккредитации, по анализу «анализа изменений в области аккредитации», который в свою очередь делается не техническими специалистами, а штатными сотрудниками БГЦА;
– направление высвободившегося финансового ресурса на техническое дооснащение и совершенствование испытательной базы аккредитованного субъекта;
– и САМОЕ ВАЖНОЕ. Временной ресурс. При гибкой области аккредитации (например, отсутствии года издания стандарта в области аккредитации), нет необходимости тратить время на составление заявок, анализов, проектов, ожидания договора от БГЦА, и решения технической комиссии. Новейший стандарт можно применять сразу после его верификации в лаборатории. Не уговаривать заказчика подождать еще чуть-чуть, не уходить в Российскую Федерацию, а своевременно предоставлять качественную услугу.

За скобками.

Основополагающий стандарт для испытательных лабораторий – ISO/IEC 17025 разработан на основании гибких международных стандартов, которые во главу ставят ответственность лаборатории за собственные решения и результаты работы. А сегодня лаборатории и органы по сертификации осознают свою ответственность (особенно после утверждения Решения ЕАЭС №100).

Конечно же никто не требует того, чтобы гибкую область предоставляли всем и каждому, без специализированной оценки. Нет! Но есть испытательные лаборатории, которые достойны иметь гибкую область аккредитации, которые готовы пройти специализированную оценку БГЦА, компетентность которых не зависит от того, наблюдает орган по аккредитации за ними или нет.

Так почему бы не позволить таким организациям самим быть владельцами своих же процессов – испытаний и сертификации. Разработать уже наконец процедуру аккредитации в гибкой области.

И отложить недоверие на более богатые времена.
*статья опубликована 11.03.2020.

*обновление от 20.05.2021.

В Правилах аккредитации от 20.05.2021 появилась следующая запись

12.1(1) допускается формирование проекта области аккредитации согласно
приложению 2 без указания года утверждения (принятия) в обозначении технических
кодексов установившейся практики, государственных стандартов Республики Беларусь,
международных стандартов, межгосударственных и других региональных стандартов,
иных документов в области технического нормирования и стандартизации, не являющихся
техническими нормативными правовыми актами

Тот факт, что в область аккредитации (приложение 2) можно включить документы без указания года, не сильно меняет картину, т.к. из порядка 2000 аккредитованных юридических лиц, только у 450 есть приложение 2, которое применяется только для испытания с целью оценки соответствия.

 

Если у Вас есть мнение на это счет или у вас остались вопросы – свяжитесь с нами